У́РОВЕНЬ 1, -вня, м.
уровень актуального осознавания
уровень бессознательного контроля
уровень владения языком
Методические термины
У́РОВЕНЬ ВЛАДЕ́НИЯ ЯЗЫКО́М.
Категория методики, характеризующая степень достигнутого учащимися успеха во владении изучаемым языком за отведенный для этого отрезок учебного времени. Показателем У. в. я. является коммуникативная компетенция учащегося, свидетельствующая о его умении и способности пользоваться языком как средством общения. Проблема У. в. я. получила интенсивное развитие после публикации Советом Европы книги «Современные языки: изучение, преподавание, оценка (Страсбург, 1976). Эта работа содержала описание коммуникативной компетенции и входящих в ее состав компетенций лингвистической, социокультурной, дискурсивной, социальной, стратегической, а также шкалу уровней владения языком, которая проходила апробацию в европейских странах. Шкала включала три уровня владения языком: уровень А - элементарное владение языком, уровень Б - свободное владение языком, уровень В - совершенное владение языком, а также ряд подуровней. Российские методисты включились в европейскую систему определения уровней владения языком с середины 90-х гг.
В 1996 г. под эгидой Совета Европы в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина было подготовлено и опубликовано описание порогового уровня владения русским языком как иностранным (Пороговый уровень. Русский язык. Т. 1. Повседневное общение. Т. 2. Профессиональное общение. Совет Европы Пресс, 1996). В 1999 г. в «Вестнике европейской ассоциации тестирования» впервые наряду с описанием разных уровней владения основными европейскими языками было представлено описание уровней владения русским языком как иностранным. Это описание уровней вошло в Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному (1999) и содержало методическую характеристику шести уровней владения языком: элементарного, базового, 1-4 сертификационных. Работа по описанию уровней была проведена сотрудниками МГУ, СПбГУ, РУДН и др. Работа в области исследования уровней владения РКИ велась в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, где было предложено описание У. в. я в области повседневного общения с выделением элементарного, предпорогового, порогового, постпорогового, профессионального уровней, а в МГЛУ была проведена работа по описанию уровней профессионального общения. Требования к уровням владения иностранными языками учащихся общеобразовательной средней школы были закреплены в «Учебных стандартах школ России» (1998) и конкретизированы в «Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования (иностранные языки)». Что касается требований к уровню владения иностранными языками выпускников высшей школы, то они отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «филология» (2000). Таким образом, на сегодняшний день существует несколько описаний уровней владения языком, предложенных Советом Европы и российскими методистами, которые, к сожалению, не отличаются единообразием ни в выделении количества таких уровней, ни толкованием их содержания. Применительно к владению русским языком как иностранным, достигаемым за период обучения в вузе, система уровней выглядит следующим образом.
1. Элементарный уровень (ЭУ). Достигается за время обучения на подготовительном факультете в рамках интенсивного вводного курса (1,5-2 месяцев занятий). 2. Базовый (допороговый) (БУ). Достигается к концу 1-го семестра обучения на подготовительном факультете. Для достижения этого уровня требуется 180-200 часов.
3. Пороговый уровень (ПУ) или 1-й сертификационный уровень (РКИ-1). Достигается за время обучения на подготовительном факультете во 2-м семестре. Для достижения уровня требуется 160-180 часов аудиторных занятий. Обеспечивается уровень владения языком, достаточный для обучения на основных факультетах с последующим изучением языка.
4. Пороговый продвинутый уровень (ППУ) или 2-й сертификационный уровень (РКИ-2). Достигается за время обучения в бакалавриате (4 года). Обеспечивается близкий к свободному У. в. я., для чего требуется около 720 часов аудиторных занятий.
5. Постпороговый уровень (ППУ) или 3-й сертификационный уровень (РКИ-3). Достигается студентами-филологами после 2-х лет обучения (выпускники магистратуры). Обеспечивается высокий уровень владения языком во всех сферах общения, в том числе его использование в профессиональной деятельности. Для достижения уровня требуется около 280 часов при условии владения русским языком на 2-м сертификационном уровне.
6. Совершенный (СУ) или 4-й сертификационный уровень (РКИ-4). Достигается в результате повышения квалификации, обучения в аспирантуре, стажировки в стране изучаемого языка. Обеспечивается возможность любого вида профессиональной деятельности высокого уровня, в том числе научно-исследовательской работы в области языков и культур.
7. Уровень носителя языка. Согласно Государственным стандартам школьного образования по иностранному языку (2004) элементарный уровень владения иностранным языком достигается во 2-4, базовый уровень - в 5-9, пороговый уровень - в 10-11 классах. При выделении У. в. я. используются следующие параметры:
1) коммуникативные задачи, которые учащиеся могут решить средствами изучаемого языка на каждом этапе обучения (functions);
2) сферы, темы, ситуации общения, в рамках которых перечисленные задачи могут быть решены (content);
3) степень лингвистической и экстралингвистической корректности при пользовании языком (accuracy). Переход от одного уровня владения языком к другому зависит от ряда условий:
1) способности учащегося к овладению языком (определяются по результатам тестирования);
2) времени, которое отводится на изучение языка;
3) условий обучения языку (наиболее благоприятные условия создаются при изучении языка в языковой среде под руководством преподавателя - носителя языка);
4) трудности языка для овладения им (Балыхина, 2006; Государственный образовательный стандарт..., 1999-2000; Журавлева и др., 2002; Клобукова, 2003; Новые государственные стандарты..., 2004; Общеевропейские компетенции..., 2003; Щукин, 2006; Common European Framework, 1997).
Полезные сервисы
уровень воды
Энциклопедический словарь
У́ровень воды́ - в реках и озёрах, высота поверхности воды рек и озёр относительно какой-либо условной горизонтальной поверхности (относительный уровень воды) или уровня моря (абсолютный уровень воды).
* * *
УРОВЕНЬ ВОДЫ - У́РОВЕНЬ ВОДЫ́ в реках и озерах, высота поверхности воды рек (см. РЕКИ) и озер (см. ОЗЕРА) относительно какой-либо условной горизонтальной поверхности (относительный уровень воды) или уровня моря (см. МОРЕ) (абсолютный уровень воды).
Большой энциклопедический словарь
УРОВЕНЬ ВОДЫ в реках и озерах - высота поверхности воды рек и озер относительно какой-либо условной горизонтальной поверхности (относительный уровень воды) или уровня моря (абсолютный уровень воды).
Полезные сервисы
уровень воды в водном объекте
Идеография
▲ уровень
↑ вода, (быть) в, водный объект
маловодье. мелеть. обмелеть.
межень - наиболее низкое стояние воды в реке при преобладании подземного питания.
полноводье. полноводный.
многоводье. многоводный.
половодье. паводок. разлив.
наводнение. потоп. | вздуться (река вздулась).
трансгрессия. <-> регрессия.
↓ ординар. футшток. | лимниграф.
см. время года, Луна
Полезные сервисы
уровень жизни
Энциклопедический словарь
У́ровень жи́зни - уровень потребления населения, характеризуется количественными и качественными показателями: объёмом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, величиной квартирной платы, платы за транспортные услуги и др.
* * *
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - У́РОВЕНЬ ЖИ́ЗНИ (благосостояния (см. БЛАГОСОСТОЯНИЕ)), уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления (см. ПОТРЕБЛЕНИЕ).
Личные доходы (денежные средства), получаемые благодаря владению факторами производства, используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами (см. ФЕДЕРАЛИЗМ) производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы (см. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ), то за свой труд он получает заработную плату (см. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА), если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды (см. ДИВИДЕНД), проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента (см. РЕНТА).
Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны. Еще в19 веке немецкий статистик Э. Энгель (см. ЭНГЕЛЬ Эрнст) обнаружил, что с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закона Энгеля».
Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью (см. ЦЕННОСТЬ), вследствие чего потребности людей существенно дифференцируются (см. ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ) по своим масштабам. Быстрее всего человечество достигает удовлетворения своих потребностей в продовольствии, в результате при росте доходов доля затрат на питание начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь, хотя здесь процесс «насыщения» идет медленнее из-за постоянно меняющейся моды.
Значительно труднее удовлетворить запросы в жилье. Чем в стране ниже затраты на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется повышенным качеством жилья и высокой степенью обеспеченности им. Жилье является «товаром престижного спроса», поэтому люди стремятся приобрести комфортабельные дома и квартиры не только ради удобства, но и общественного положения.
Энгель утверждал (и сегодня это общепризнанно), что если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной, отдельно взятой стране (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание), так и в разных государствах.
При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы также зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины.
Неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.
Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства (см. РАВЕНСТВО (социальное)) и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.
В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.
Но если же на долю 40% населения приходится менее 12-13% общей суммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями.
Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение (см. НАЛОГИ), налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат.
Большой энциклопедический словарь
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - уровень потребления населения, характеризуется количественными и качественными показателями: объемом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольственных, непродовольственныхз товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, квартирной платы, платы за транспортные услуги.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, уровень потребления населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в них на определенной ступени развития общества. Включает объем реальных доходов на душу населения, уровень и структуру потребления продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, уровень и динамику цен на основные предметы потребления, ставки квартирной платы, тарифы коммунальных и транспортных услуг, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, жилищные условия, уровень образования, медицинского обслуживания, среднюю продолжительность жизни и др.
Словарь народов и культуры
Уровень жизни
(standard of living), термин, используемый для х-ки материального состояния людей. У.ж. определяется покупательной способностью дохода, направляемого на приобретение производимых в данное время товаров и услуг. При сравнении с др. странами и в др. временном контексте для прибл. подсчета оперируют реальным национальным доходом (или ВНП) на душу населения. Когда при подсчете используется не ВНП на душу нас., а личное потребление, следует отдельно учитывать социальные дотации (напр., на образование и здравоохранение). Следует также принимать во внимание и др. составляющие У.ж., напр., кач-во окруж. среды.
Синонимы к слову уровень жизни
Тезаурус русской деловой лексики
Полезные сервисы
уровень информативно-смысловой в экстралингвистическом аспекте
Лингвистические термины
уровень информативно-смысловой в экстралингвистическом аспекте - состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами:
1) денотативный (предметно-логический) подуровень, использующий следующие единицы:
а) денотаты;
б) подсистему денотатов;
в) систему денотатов;
г) первичное конкретно-чувственное представление;
д) вторичные образы;
е) понятия;
ж) систему понятий;
2) тематический подуровень:
а) элементы микротемы;
б) микротема;
в) субподтема;
г) тема;
д) тематический блок;
е) дискурс;
3) сюжетно-композиционный подуровень и соответствующие ему единицы:
а) фрагмент ситуации;
б) ситуация;
в) событие;
г) эпизод;
д) система эпизодов.
Аанализа текста
состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами:
1) денотативный (предметно-логический) подуровень, использующий следующие единицы: а) денотаты; б) подсистему денотатов; в) систему денотатов; г) первичное конкретно-чувственное представление; д) вторичные образы; е) понятия; ж) систему понятий;
2) тематический подуровень: а) элементы микротемы; б) микротема; в) субподтема; г) тема; д) тематический блок; е) дискурс;
3) сюжетно-композиционный подуровень и соответствующие ему единицы: а) фрагмент ситуации; б) ситуация; в) событие; г) эпизод; д) система эпизодов.
Полезные сервисы
уровень культуры
Синонимы к слову уровень культуры
сущ., кол-во синонимов: 6
интеллигентность (10)
культура (59)
культурность (10)
просвещенность (12)
степень культуры (6)
цивилизованность (11)
Полезные сервисы
уровень моря
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
У́ровень мо́ря - положение свободной поверхности Мирового океана, стремящейся расположиться перпендикулярно к равнодействующей всех сил, приложенных к массе воды. Изменения положения уровней поверхности проявляются в колебаниях уровня моря.
* * *
УРОВЕНЬ МОРЯ - У́РОВЕНЬ МО́РЯ, положение свободной поверхности Мирового океана, стремящейся расположиться перпендикулярно к равнодействующей всех сил, приложенных к массе воды. Изменения положения уровней поверхности проявляются в колебаниях уровня моря.
Большой энциклопедический словарь
УРОВЕНЬ МОРЯ - положение свободной поверхности Мирового ок., стремящейся расположиться перпендикулярно к равнодействующей всех сил, приложенных к массе воды. Изменения положения уровней поверхности проявляются в колебаниях уровня моря.
Полезные сервисы
уровень обученности
Методические термины
У́РОВЕНЬ ОБУ́ЧЕННОСТИ.
Уровень владения информацией в рамках учебной программы. Различают несколько У. о.: общее представление об объекте (знакомство), воспроизведение по памяти полученной информации (понимание), умение практически применять информацию, способность свободно решать любые задачи с использованием приобретенных знаний, навыков и умений. У. о. свидетельствует об уровне компетенции обучаемого. Применительно к обучению иностранным языкам принято говорить о нескольких У. о.: элементарном (survival level), базовом (waуstage level), пороговом (threshold level), промежуточном (intermediate level), продвинутом (advanced level), сверхпродвинутом (proficiency level), профессиональном (professional level), уровне носителя языка (masterу level). Требования к отдельным уровням владения языком зафиксированы в государственных образовательных стандартах.
Полезные сервисы
уровень понимания текста
Методические термины
У́РОВЕНЬ ПОНИМА́НИЯ ТЕ́КСТА.
Один из показателей уровня обученности. Принято различать четыре У. п. т.: уровень фрагментарного понимания, при котором различаются и узнаются отдельные слова и словосочетания; уровень общего понимания текста, когда общий смысл адресату ясен, а его детали нет; уровень детального понимания, при котором уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей текста; уровень критического понимания (ясно не только содержание текста в деталях, но и его подтекст, цели, мотивы и др. речевого произведения). И. Р. Гальперин (1981) подразделяет все виды смысловой информации, содержащейся в тексте, на три группы:
1) содержательно-фактуальная информация (о чем текст),
2) содержательно-концептуальная информация (авторское отношение),
3) содержательно-подтекстовая информация (различные формы импликации смыслов, подтекста, анализ характера отношения к высказыванию).
Полезные сервисы
уровень прагматический в экстра-лингвистическом аспекте
Аанализа текста
Включает ряд подуровней и соответствующие им единицы:
1) эмоциональный подуровень, единицами которого выступают: а) эмотема; б) система эмотем; в) эмоциональный тон;
2) образный подуровень и соответствующие ему единицы: а) микрообраз; б) система микрообразов; в) художественный образ; г) система художественных образов;
3) идейный подуровень: а) микроидея; б) система микроидей; в) идея; г) система идей.
Полезные сервисы
уровень прагматический в экстралингвистическом аспекте
Лингвистические термины
Включает ряд подуровней и соответствующие им единицы:
1) эмоциональный подуровень, единицами которого выступают:
а) эмотема;
б) система эмотем;
в) эмоциональный тон;
2) образный подуровень и соответствующие ему единицы:
а) микрообраз;
б) система микрообразов;
в) художественный образ;
г) система художественных образов;
3) идейный подуровень:
а) микроидея;
б) система микроидей;
в) идея;
г) система идей.